Пушка G 240 mm М1903 T.R. на железнодорожном транспортере

Пушка G 240 mm М1903 T.R. на железнодорожном транспортере

Проститутки 1100 подробности здесь.

При разработке железнодорожной артиллерийской установки с 240-мм пушкой М 1893/96 М (Kolonien) на транспортере с круговым обстрелом конструкторы фирмы St. Chamond пришли к выводу, что крупнокалиберные орудия следует устанавливать на транспортерах с углом наведения в горизонтальной плоскости до 20°. Такие транспортеры менее сложны и в то же время позволяют использовать все преимущества орудий с откатом до оси канала ствола.

По немецкой терминологии такие транспортеры получили наименование «лафеты с люлькой» (Wie-gelafetten), поскольку на смонтированном транспортере на станке орудия крепилась люлька с противооткатными устройствами. Люлька имела направляющие, по которым откатывался ствол, при этом ствол был соединен с противооткатными устройствами, а последние — с люлькой. Как и у полевых орудий ствол, противооткатные устройства и люлька вместе составляли качающуюся часть орудия.

Для поворота качающейся части ствола в вертикальной плоскости (вертикальной наводки орудия) на станке монтировали подъемный механизм, а для поворота станка и качающейся части в горизонтальной плоскости (горизонтальная наводка) имелся поворотный механизм, связанный одновременно со станком и транспортером.

Единственным, пожалуй, недостатком этой схемы было то, что при стрельбе на больших углах возвышения при откате ствола существовала опасность соударения затвора с днищем транспортера или участком рельсового пути, на котором находился транспортер. Это обуславливало необходимость наличия соответствующего выреза в днище транспортера, а в ряде случаев под транспортером приходилось также выкапывать ровики, что влекло за собой повреждение железнодорожного полотна.

Установленная на одном из таких транспортеров пушка G 240 мм М 1903 Т. R. была относительно новым орудием береговой артиллерии. Ее длина составляла 27,0 калибров, длина нарезной части ствола — 20,6 калибра.

Пушка была снабжена полуавтоматическим затвором, который после выстрела экстрактировал гильзу заряда и с помощью специальной защелки удерживался в открытом положении вплоть до того момента, когда фланец гильзы следующего заряда не отключит защелку. После этого затвор можно было закрыть одним движением руки. Наличие полуавтоматического затвора значительно повышало скорострельность пушки, вследствие чего в ее обозначении появились буквы Т. R. — Tir. Rapide, то есть скорострельная.

Пушка стреляла фугасными снарядами массой от 140,0 до 162,0 кг на дальность до 17 300 м, при этом в зависимости от заряда начальная скорость снаряда могла достигать 640 м/с.

Существенным недостатком рассмотренной выше железнодорожной установки было то, что ее транспортер был двухосным и не мог обеспечить перевозку всей установки в собранном виде (масса ее достигала 47 800 кг, так что нагрузка на ось была слишком велика). Поэтому для доставки установки на огневую позицию ее разбирали на две части, которые затем вновь приходилось собирать с помощью смонтированного на транспортере кранового оборудования. Операции эти были достаточно трудоемки и отнимали много времени.

К началу Второй мировой войны эти железнодорожные артиллерийские установки были сняты с вооружения французской армии.

Источник - zonwar.ru