203-мм пушка М1888 на железнодорожном транспортере М1918 M1

203-мм пушка М1888 на железнодорожном транспортере М1918 M1

путаны Москвы СПбГУ | Продажа Щебень в мешках Чехов.

Для срочного обеспечения тяжелой артиллерией американского экспедиционного корпуса, действовавшего в конце войны на территории Франции, в 1918 г. правительством США было принято решение изготовить большую серию 203-мм железнодорожных артиллерийских установок. Пушки для этих установок решили изъять из береговой артиллерии и флотских складов, а также демонтировать с устаревших боевых кораблей. Всего, таким образом, собрали 96 стволов из которых 47 решили использовать для монтажа на железнодорожных транспортерах, а остальные оставить в резерве.

Первая 203-мм железнодорожная артиллерийская установка из этой серии была готова в мае 1918 г. До окончания войны изготовили еще 23 единицы, из которых в Европу успели доставить только 3 установки.

Примечательно, что производство 203-мм железнодорожных артиллерийских установок проводилось и после окончания Первой мировой войны и было прекращено только после выпуска 37-й установки.

Все они были переданы в береговую оборону США для использования в качестве мобильного артиллерийского резерва. По имеющимся сведениям, они состояли на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны, хотя каких либо данных об их использовании в сражениях этой войны отсутствуют.

Смонтированные на железнодорожных транспортерах 203-мм пушки относились в основном к трем модификациям береговой пушки М 1888: базовая модификация М 1888, М 1888 М I и М 1888 М II. Их различия были незначительны, что позволяет рассматривать их как одно орудие. Пушки имели длину 34,8 калибра, длина нарезной части ствола составляла около 32 калибров, затвор был поршневым. Масса пушки составляла 14814 кг.

Для стрельбы использовались фугасные снаряды массой 90,8 кг и 108,8 кг, при стрельбе полным зарядом развивавшие начальную скорость 782 м/с и 594 м/с соответственно, дальность стрельбы составляла 19200—14400 м. В арсеналах к этим пушкам имелись также бронебойные снаряды массой 146,5 кг и 117,9 кг.

Начальная скорость этих снарядов составляла 671 м/с и 792 м/с, дальность стрельбы 19200 и 21850 м соответственно. Разработанный для 203-мм железнодорожной артиллерийской установки транспортер М 1918 М I по конструкции напоминал обычную железнодорожную платформу с низким расположением грузовой площадки.

Главная балка транспортера опиралась на две трехосные железнодорожные тележки, в ее средней части смонтировали заимствованный из береговой артиллерии верхний станок, обеспечивавший откат по оси канала ствола. Подъемный механизм станка позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +42°.

Противооткатные устройства станка включали гидравлический тормоз отката и четыре пружинных накатника. Посредством конических роликов верхний станок опирался на массивную плиту, смонтированную на железнодорожном транспортере. Таким образом обеспечивалась возможность кругового обстрела, а необходимая устойчивость установки при стрельбе в направлении поперек рельсового пути достигалась использовавшего четырех выносных опор. В то же время, по примеру французских железнодорожных транспортеров «скользящего типа», на главной балке смонтировали четыре домкрата, с помощью которых главная балка приподнималась над рельсовым путем и уложенными вдоль рельсов продольными деревянными брусьями, под ней укладывались поперечные деревянные брусья, а затем с помощью тех же домкратов главную балку опускали на эти поперечные брусья. При стрельбе вдоль рельсового пути энергия отдачи гасилась, таким образом, трением поперечных деревянных брусьев по продольным брусьям, а также выносными опорами.

Другой особенностью транспортера М 1918 М 1 была возможность быстрой замены железнодорожный тележек, предназначенный для обычной колеи, на тележки с шириной колеи 600 мм. Железнодорожные пути с такой шириной колеи были проложены в тылу французских войск, и американские конструкторы предусмотрели возможность движения по ним своего транспортера. При этом чтобы предотвратить чрезмерно большие нагрузки на узкоколейный путь пушки можно было с помощью специальных устройств демонтировать с транспортера и перевезти отдельно на грузовой железнодорожной платформе.

Подача боеприпасов осуществлялась с помощью двух кранов, один из которых подавал снаряды и заряды из вагона-погреба или с грунта на подготовительную площадку, а другой — с подготовительной площадки к казенной части орудия. Примечательно, что эту площадку и оба крана можно было смонтировать как в передней, так и в кормовой части транспортера — в зависимости от направления стрельбы. Их перенос с одного места на другое не занимал много времени.

Источник - zonwar.ru