305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12

305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12

обучение полиграфологов

Поскольку двух батарей железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 было явно недостаточно для создания системы береговой обороны на Балтике и на Дальнем Востоке (не говоря уже о побережье Черного моря), сразу после разработки и успешной реализации проекта ТМ-1-14 ЦКБС-3 получило задание на разработку артиллерийской железнодорожной установки на базе 305-мм (12-дюймовых) пушек, изготовленных фирмой Vickers во время Первой мировой войны для замены расстрелянных пушек русских линкоров «Андрей Первозванный», «Святой Евстафий», «Император Павел I» и «Иоанн Златоуст».

Первые рабочие чертежи узлов и агрегатов новой 305-мм железнодорожной артиллерийской установки ТМ-2-12 (транспортер морской, тип 2, калибр 12 дюймов) ЦКБС-3 выпустило в мае — июне 1932 года. В качестве завода-изготовителя был назначен Николаевский государственный завод им. А. Марти (НГЗ). Первая установка ТМ-2-12 была собрана в конце 1933 года, а в январе 1934 года ее доставили из Николаева в Ленинград и приступили к испытаниям на Морском полигоне. Впрочем, первым испытанием, которое установка успешно выдержала, был сам перегон ее на столь большое расстояние — 2200 км. При этом все узлы и агрегаты ходовой части действовали безотказно, а максимальная скорость на отдельных участках составляла 58 км/час.

По конструкции ТМ-2-12 во многом повторяла установку ТМ-1-14. Ее основу составляла главная балка, спроектированная с учетом обеспечения возможности стрельбы и тех же бетонных оснований, которые строились для установок ТМ-1-14. Это повлекло за собой некоторое увеличение массы и размеров балки по сравнению с рассчитанными для 12-дюймового орудия, но позволило более гибко использовать установки обоих типов. Особенностью транспортеров было наличие на них небольших двигателей, позволявших при необходимости двигаться и «самоходом» со скоростью 2,0—2,5 км/час.

12-дюймовое орудие, под которое спроектировали железнодорожную установку, было разработано в 1891 году и прошло испытания стрельбой в 1895 году. Для русского флота это было орудие нового поколения 12-дюймовых пушек — без цапф, с поршневым затвором, рассчитанное на стрельбу зарядами бездымного пороха.

Ствол был скрепленным, скрепление состояло из трех слоев цилиндров и колец. На ствол надевался кожух, в который ввинчивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Канал ствола был выполнен с двойной каморой. Нарезы смешанной системы: в начале нарезной части ствола, составлявшей 9611 мм (31,5 калибра), на участке длиной 0,5 калибра нарезы были постоянной крутизны, затем нарезы выполнялись с прогрессивной крутизной, а в длинной части, на длине 4 калибра — с постоянной крутизной.

Поскольку пушка не имела цапф, на кожухе были сделаны кольцеобразные выступы, с помощью которых пушка соединялась с салазками станка. В установках ТМ-2-12 были использованы станки, снятые с разобранных в 1922—1925 годах на металлолом линкоров «Иоанн Златоуст» и «Святой Евстафий». Благодаря относительно небольшим размерам пушки (ее длина составляла «всего» 40 калибров) ТМ-2-12 без проблем «вписывалась» в железнодорожный габарит, так что в специальных устройствах для опускания станка в походное положение не было необходимости. В свою очередь, кроме упрощения конструкции транспортера, это позволило существенно сократить время развертывания артиллерийской установки на огневой позиции и время перевода ее в походное положение.

В установке ТМ-2-12 удалось также существенно усовершенствовать схему подачи боеприпасов и заряжания пушки. Значительно меньшие, чем у установки ТМ-1-14 размеры 12-дюймовых снарядов позволили разместить их в одном вагоне с полузарядами. Снаряды располагались в средней части вагона, полузаряды в концах вагона. Подача снарядов внутри вагона-погреба обеспечивалась рольгангом и талями.

Полузаряды с передних стеллажей передавались на подготовительный пост вручную, с задних — по двум боковым наклонным конвейерам. Досылка боеприпасов также производилась зарядной тележкой с пневматическим досылателем. На этот раз тележка имела другую форму — снаряд и полузаряды располагались на ней последовательно и удерживались до начала досылки автоматически убирающимися упорами. После выстрела орудие опускалось в горизонтальное положение. При достижении угла +4° начинал открываться затвор, а при 0,5° убиралась блокировка боевого клапана. Боевой клапан, или детандер, служил для подачи воздуха в соответствующие полости цилиндра досылателя.

Вслед за снарядом полузаряды также начинали движение вперед, и в задачу расчета входило проталкивание за снарядом в канал орудия и обоих полузарядов. В результате длительных тренировок удалось получить время заряжания 25 сек.

Для стрельбы из железнодорожных артиллерийских установок могли использоваться снаряды нескольких типов, хранившиеся на советских складах еще с царских времен. Это были фугасный и бронебойный снаряды так называемого «старого чертежа», изготовленные в 1895—1903 годах. Снаряды имели массу 331,7 кг, масса взрывчатого вещества составляла 12,4 и 5,3 кг соответственно, они комплектовались взрывателем образца 1913 года.

Более современными были фугасный и бронебойный снаряды образца 1917 года, у которых, при той же массе снаряда 331,7 кг, масса взрывчатого вещества была увеличена до 28,2 и 6,0 кг соответственно, а также фугасный и бронебойный снаряды образца 1911 года, отличавшиеся не только повышенной массой взрывчатого вещества (61,5 и 12,84 кг соответственно), но и большей массой снаряда в целом 470,9 кг.

Источник - zonwar.ru